
Дело №2-116\12 12 марта 2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сестрорецкий районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Богдановой Н.Л.,
при секретаре Зуеве А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Справедливость» в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Курортного района» Санкт-Петербурга о признании действий по корректировке платы за отопление противоправными, обязании прекратить противоправные действия,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Справедливость» обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании действий ООО «Жилкомсервис Курортного района» Санкт-Петербурга по корректировке платы за отопление в соответствии с пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг» за отопительный период 2009-2010г.г. и за последующие периоды противоправными, запрете применять (учитывать) корректировку платы за отопление при выставлении потребителям коммунальной услуги «отопление» счетов-квитанций на оплату таких услуг за отопительный период 2009-2010г.г. и за последующие периоды, обязании в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу довести решение суда до сведения потребителей путем опубликования текста решения на сайте ООО «Жилкомсервис Курортного района» Санкт-Петербурга, в газете «Вести Курортного района», резолютивной части решения – на бланке счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. Ссылаясь в обоснование требований на то, что одним из элементов формулы расчета корректировки размера платы за отопление является показатель – «размер платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством РФ». Однако такой порядок определения платы за потребленную в многоквартирном жилом доме тепловую энергию законодательством РФ не установлен. Вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленного Распоряжением комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14 декабря 2009г. № 199-р тарифа для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам и тарифа на тепловую энергию для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах на территории Санкт-Петербурга на 2010г.
В судебное заседание представитель истица Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Справедливость» не явился, о рассмотрении дела извещен, доказательств уважительности причин неявки суду не представил.
Представитель ответчика ООО «Жилкомсервис Курортного района» Копейкина Н.А. в судебное заседание явилась, иск не признала.
Представитель 3-его лица ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
ООО "Жилкомсервис Курортного района" Санкт-Петербурга является управляющей организацией жилых домов, расположенных на территории Курортного района и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.
Ч. 1 ст. 157 ЖК РФ устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разницы количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:
, (2)
где:
- размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);
- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);
- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).
Согласно подп. "б" п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за горячее водоснабжение в соответствии с подп. 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления коммунального ресурса. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год, исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги и в соответствии с под. 4 п. 1 приложения N 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разницы объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.
Предусмотрена возможность проведения корректировки размера платы за отопление (руб.) в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год, по приведенной формуле при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Суд принимает во внимание, что на сегодняшний день такой порядок определения платы за потребленную в многоквартирном жилом доме тепловую энергию законодательством РФ не установлен.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ.
Без учета норм вышеуказанного законодательства, корректировка платы за отопление и горячее водоснабжение жителям многоквартирных домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета теплоснабжения, является незаконной.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг N 307 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 также предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год.
Предельные индексы согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 13 (в ред. от 18.10.2007)). Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (пункт 3 статьи 13).
Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).
Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Учитывая изложенное, в отсутствие общедомовых приборов учета, ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять управляющей организации счета исходя из нормативов потребления и тарифов, установленных органами исполнительной власти субъектов.
При таких обстоятельствах действия ООО «Жилкомсервис Курортного района» Санкт-Петербурга по корректировке платы за отопление в отношении домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии в соответствии с пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг» за отопительный период 2009-2010г.г. надлежит признать незаконными.
Вместе с тем оснований для признания противоправными действий ООО «Жилкомсервис Курортного района» Санкт-Петербурга по корректировке платы за отопление в соответствии с пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, запрете ответчику применять корректировку платы за отопление за последующие периоды не имеется, поскольку данные требования не направлены на защиту нарушенного права. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" подпункт 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам признан утратившим силу.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Жилкомсервис Курортного района» Санкт-Петербурга произведен возврат средств за корректировку размера платы за отопление начисленных в декабре 2010г. в жилых домах, не оснащенных общедомовыми приборами учета тепловой энергии по состоянию на 01 октября 2009г., в жилых домах в которых узел учета тепловой энергии был введен позже октября 2009г. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Жилкомсервис Курортного района» Санкт-Петербурга произведен возврат средств за корректировку размера платы за отопление начисленных в декабре 2010г. в жилых домах, не оснащенных общедомовыми приборами учета тепловой энергии по состоянию на 01 октября 2009г., оснащенных приборами учета тепловой энергии, по которым не произведен ежегодный допуск в эксплуатацию на отопительный период 2009-2010г.
Пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам в домах оборудованных приборами учета тепловой энергии не применяется. Согласно Правилам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета размер платы за отопление при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета в жилом помещении и в жилом помещении, оборудованном приборами учета, определяется по формуле 7 (подпункт 2 пункта 2, подпункт 2 пункта 3). Из анализа составляющих этой формулы, изложенной в подпункте 2 пункта 2 Правил, следует, что расчет размера платы производится исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии за предыдущий год (Гкал/кв. м), а не по нормативам потребления и не по текущим показаниям приборов учета.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными действий ООО «Жилкомсервис Курортного района» Санкт-Петербурга по корректировке платы за отопление в отношении домов, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии в соответствии с пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг» за отопительный период 2009-2010г.г., а также за последующие периоды не имеется.
Учитывая, что иск подлежит удовлетворению частично, обстоятельства совершения выявленных нарушений, оснований для обязания ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу довести решение суда до сведения потребителей путем опубликования текста решения на сайте ООО «Жилкомсервис Курортного района» Санкт-Петербурга, в газете «Вести Курортного района», резолютивной части решения – на бланке счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194- 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис Курортного района» Санкт-Петербурга по корректировке платы за отопление в отношении домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии в соответствии с пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг за отопительный период 2009-2010г.г. незаконными, в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца через Сестрорецкий районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: <данные изъяты> Богданова Н.Л.
<данные изъяты>
<данные изъяты>